Контейнеризация страны | Текущее состояние и прогноз рынка контейнерных перевозок
Начиная с 1960-х годов перевозка различных промышленных товаров и готовых товаров широкого потребления в стандартных контейнерах – 20-foot equivalent unit (TEU), или двадцатифутовый эквивалент – постепенно становится новым методом доставки грузов в развивающихся странах, выбор которого обусловлен четырьмя преимуществами:
- отсутствием необходимости работать с грузом напрямую, поскольку товары находятся в запломбированном контейнере;
- экономией при перевозках благодаря эффекту масштаба;
- удобством и экономией времени при сочетании с другими видами транспорта;
- скоростью и своевременностью доставки.
Процесс контейнеризации грузов, отражающий промышленный потенциал страны, в последние годы претерпевает изменения. Например, развивающиеся страны стали не только основными грузоотправителями (по тоннажу), но, что особенно важно, главными грузополучателями (57 % объема товаров) [1]. Естественно, мировая рецессия 2008–2009 гг. и текущее замедление роста мировой экономики оказывают отрицательное влияние на торговлю, в том числе на рост контейнерных перевозок.
На развитых рынках Европы и Америки контейнеризация приблизилась к 100 %, т. е. практически все контейнеро-пригодные грузы перевозятся в контейнерах. Объясняется это так же и удобством погрузки-разгрузки контейнеров за специальные универсальные угловые контейнерные фитинги произведенные по международным стандартам во всех странах. Таким образом, развитые страны уже прошли все стадии формирования зрелого рынка контейнерных перевозок, который достаточно успешно функционирует. Основными полюсами роста мирового контейнерного рынка в ближайшие годы станут Африка, Индия и другие страны Азии, Латинская Америка.
Рынок контейнерных перевозок России за 10 лет (2000–2010 гг.) вырос в 10 раз, тем не менее, все еще находится в стадии формирования и развития. На российский контейнерный трафик влияют следующие основные факторы: внутреннее потребление полуфабрикатов и товаров широкого потребления, объем импорта, экспорта и транзита, мировая макроэкономическая конъюнктура.
По данным Минтранса, доля транспортных издержек в России составляет 15–20 %, тогда как в западных странах – 7–8 %. Сокращение транспортных издержек и оптимизация цепочек поставок крайне актуальны для экономических субъектов. Увеличение доли контейнерных грузов и наращивание количества фиксированных маршрутных отправок (при условии роста внешней торговли промышленными грузами и товарами широкого потребления) отчасти может решить эту проблему.
Мировой экономический рост и рынок контейнерных перевозок
Мировой ВВП в реальном выражении с 1990 г. вырос в 1,5 раза. При этом среднегодовой рост за период 1990–2012 гг. составил 3,2 %, но за последнюю декаду среднегодовые темпы замедлились до 2,6 %. Организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует рост мирового ВВП в 2013 и 2014 гг. на уровне 3,4 и 4,2 %, соответственно (рис. 1). Для справки: прогноз Мирового валютного фонда – 3,3 % и 4,0 %, соответственно.
Мировая торговля товарами по темпам роста превышает показатели ВВП. За период 1990–2012 гг. объемы мировой торговли выросли в 3,5 раза. Среднегодовой рост за рассматриваемый период составил 5,9 %. Прогноз Всемирной торговой организации на 2013 и 2014 гг. предполагает рост торговли на 2,5 % и 4,5 %, соответственно.
Морским транспортом перевозится до 75–80 % объемов мировой торговли по тоннажу и до 60 % – в стоимостном выражении (LLoyd's). Объем перевозимых товаров с 1990 г. вырос в 2,3 раза.
Среднегодовой рост за период 1990– 2012 гг. достиг 3,9 %. Во время кризиса наблюдалось наименьшее сокращение (в процентном отношении) объемов морской торговли по сравнению с мировым ВВП и экспортом. Если текущие тенденции сохранятся, количество перевезенных грузов к 2014 г. достигнет 10 млрд т.
Все это позволяет сделать вывод, что рост мирового экспорта и морской торговли опережает темпы роста экономики, а мировая морская торговля в целом более устойчива к кризисным явлениям.
В структуре перевозимых морским транспортом грузов выделяют следующие категории: нефть и нефтепродукты, главные насыпные грузы (железная руда, уголь, зерно, бокситы, фосфатная порода), грузы в контейнерах и прочие насыпные грузы [3]. В 1980 г. доля нефти и нефтяных грузов составляла половину объема морских перевозок, пять главных насыпных грузов – 16,5 %, грузы в контейнерах – 2,8 %, прочие грузы – 30,3 % (рис. 2). К 2012 г. доля грузов в контейнерах увеличилась в шесть раз (до 16,1 %). При этом доля нефтяных грузов сократилась до 32,6 %, прочих насыпных – до 24 %, а доля пяти основных насыпных увеличилась до 27,4 %.
Ссылки:
http://www.rostransport.com/article/2157/
http://www.fct.ru/about/
http://www.rzd.ru